Содержание и разведение красного карликового гремучника Sistrurus miliarius miliarius (Linnaeus, 1766)

Содержание и разведение красного карликового гремучника Sistrurus miliarius miliarius (Linnaeus, 1766)

Автор William Beard, перевод - Василий Дядичко, близко к тексту. 
Оригинал доступен по адресу http://www.venomousreptiles.org/articles/168
Первоначально опубликовано на http://myreptile.ru.
Фотографии и видео взяты из открытых источников в интернете исключительно с целью ознакомления.

Предисловие.

Я (здесь и далее William Beard, прим. В.Д.) содержу и развожу красных карликовых гремучников более 10 лет и кроме того изучал их в природе. Эта работа основана на моем личном опыте.


Карликовый красный гремучник в природе.

Принято считать, что этот вид встречается только в округе Hyde, штат Северная Каролина, но в действительности он есть и в прилегающих к нему округах Beaufort и Dare, в Hyde обитает его наибольшая популяция. Они предпочитают густые сосновые леса, граничащие с болотами или каналами. Окраска этих гремучников прекрасно скрывает их среди опавшей сосновой хвои. Любой, кто бывал в тех местах и видел пучки сосновых иголок и опавшие кусочки коры на дорогах, поймет, о чем я говорю - высохшие сосновые хвоинки окрашены в тот же оттенок красного цветa, что и гремучник.
Я наблюдал 45-60 гремучников в природе (не совсем понятно, что имеется в виду: численность изучаемой группы или это число особей, которых видел автор за период исследований. – прим. В.Д.). Обычно этот вид активен с апреля по октябрь, наибольшая активность наблюдается в самые жаркие летние месяцы. Чаще всего я находил их рано утром или в поздние послеобеденные часы в июне и июле. Температура в это время колебалась от 24°С утром до 32°С в послеобеденное время. Большинство змей, встреченных утром, грелись на песке или в на поросших травой участках, граничащих с густым сосновым лесом. В поздние послеобеденные часы активность змей проявляется в том, что они переползают с места на место в поисках воды, пищи и с другими целями. Я также наблюдал гремучников ночью, они лежали в засаде, плотно свернувшись кольцами поверх небольших пучков сосновых иголок по краям лесных дорог. Это подтверждает, что красный карликовый гремучник охотится и ночью.

Основу питания этого вида в природе составляют ящерицы, амфибии и мелкие грызуны. Новорожденные змеи поедают главным образом на молодых пятилинейных сцинков и мелких змей, таких как молодь подвязочных ужей, сторерий (Storeria spp.) и гладких земляных змей (Virginia valeriae). Взрослые особи поедают более крупных животных, таких как мыши и кроты. Я наблюдал поедание крупного кузнечика, так что они едят и насекомых. 
Спаривание.
Я наблюдал спаривания красных карликовых гремучников в весенние и осенние месяцы.
Беременные самки занимают стации с небольшими островками соснового леса, граничащих с полями поблизости от воды. Однажды я видел трех беременных самок, греющихся на старом тракторном моторе, лежавшем посреди поля, окруженного сосновым лесом, и заросшего пилой-травой (Cladium). На этом поле было много жестяного мусора, досок, но я почти никогда не находил под ними гремучников. Я думаю, что они скрываются в толстом слое опавшей хвои, закапываясь в нее. 



Большинство спариваний происходят в осенние месяцы. Самки затем уходят на зимовку и рожают в следующем году весной или в начале лета. Именно в это время наблюдается наибольшая численность пригодных для молодняка кормовых животных. Таким образом, беременность у этого вида длится 4-6 месяцев.
Определение пола у взрослых особей красного карликового гремучника не представляет проблем. У взрослых самок на спине 28-34 седлообразных пятна, а у самцов – 36-40. Самки мельче самцов, но имеют более плотное телосложение. Наиболее четкий признак различия полов из тех, что я нашел – форма головы и ее длина. У самок голова короткая и широкая, а у самцов – удлиненная и узкая. Еще раз повторю, что все эти признаки работают только на взрослых животных.
Однажды я наблюдал красного карликового гремучника, который грелся на солнце буквально в нескольких дюймах от каролинского. Красный был типичной для него окраски, яркий с черными «седлами», а каролинский - бледно-лиловый, с темно серыми седлами.
Этот раздел подготовлен на основании тех наблюдений, которые я провел, участвуя в проекте по изучению красного карликового гремучника в природе. Если вам встретилась эта змея в природе, оставьте ее на месте. Это охраняемый вид, и за его отлов вам грозит серьезный штраф. Сейчас в продаже много разводных гремучников. Я в прошлом тоже ловил их для содержания, но это было гораздо раньше, чем они стали охраняемым видом. Сейчас я получил второе и третье поколение потомков тех отловленных в природе особей, и процесс их разведения продолжается. Мне очень приятно знать, что эта змея находится под охраной, т.к. их численность в природе существенно сократилась, в первую очередь в результате разрушения местообитаний. 10 лет назад нередко удавалось встретить 15-20 особей за выходные, сейчас удачей считается найти 2-3. 

Красный карликовый гремучник в террариуме.

Я содержу своих змей в самодельной стойке с пластиковыми контейнерами. Обогрев осуществляется трехдюймовой греющей лентой, подключенной через диммер. Грунтом служит осиновая кора, садки снабжены коряжкой (для облегчения линьки), неглубокой широкой поилкой и укрытием.

С начала февраля по конец октября я содержу взрослых змей при фоновой температуре 24-27°С и 31 в теплом углу. Новорожденных змей держу при чуть более высоких температурах. С октября по начало февраля я отключаю обогрев в терарриумах и устраиваю гремучникам зимовку. Температура при этом колеблется от 16 до 24°С.
Я кормлю своих гремучников мороженными грызунами, чтобы уменьшить риск их заражения паразитами, передающимися с грызунами (видимо, в Америке это реальная угроза – прим. В.Д.). Во время зимовки змеи не питаются.

Разведение.

Я содержу самцов и самок раздельно большую часть года, кроме периода спариваний. Я кормлю их раз в 7-10 дней до конца сентября. Затем я постепенно понижаю температуру по ночам, опрыскивая змей раз в 3 дня. Понижение температуры до зимовочных значений занимает 2 недели.
Именно в этот двухнедельный период перед зимовкой я подсаживаю самок к самцам. Спаривание обычно происходит в течение нескольких часов после ссаживания. Оно длится 2-3 часа и может неоднократно повторяться на протяжении этих двух недель. Затем я отсаживаю самок и начинается зимовка. Важно, чтобы температура во время зимовки беременных самок не опускалась слишком сильно, это может повредить развитию эмбрионов. Оптимальная температура для зимовки беременных самок составляет 20-24°С.
Роды как правило происходят с конца февраля по середину апреля. Но у меня были случаи, когда самка после спаривания осенью приносила потомство в середине лета. Причиной тому скорее всего служила консервация спермы, в результате чего оплодотворение происходило уже после зимовки.

Если самец не проявляет должной половой активности, его надо дополнительно простимулировать. Лучше всего для этого после посадки к нему самки подсадить еще одного самца. Запах чужого самца на своем участке заставляет его начать турнир.
 
Я даю им побороться 15-20 минут, после чего удаляю второго самца. В таких случаях почти всегда после этого происходит спаривание. Если у вас нет второго красного (номинативного – прим. В.Д.) самца, можно взять вместо него самца каролинского подвида (Sistrurus miliarius barbouri Gloyd, 1935, дословно там написано «a dusky pigmy male» – прим. В.Д.). Но будьте при этом предельно внимательны, чтобы в случае, если красный самец проиграет турнир, каролинский самец не спарился с самкой!
После окончания зимовки беременных самок нужно регулярно кормить мелкими кормовыми животными. Обычно отказ от корма наступает за 2 недели до родов. Беременные самки греются больше обычного.
Для родов самке нужно обеспечить темное укромное место. Змейки появляются на свет в прозрачной яйцевой оболочке. Они разрывают ее энергичными движениями и выходят наружу.
Я содержу молодых змей раздельно, в пластиковых садках размером с обувную коробку, при фоновых температурах 26-29°С и 32°С в теплом углу. В остальном условия их содержания не отличаются от таковых для взрослых змей, с поправкой на размер садка.
Новорожденные карликовые гремучники очень маленькие, свернувшись они занимают площадь как монета в 25 центов.
Их выкармливание может быть сопряжено с двумя трудностями – подбором доступной им по размеру добычи и возможными отказами от корма.
Новорожденных пятилинейных сцинков достать не так-то просто. Поэтому я советую завести культуру этих ящериц, если Вы планируете разведение карликовых гремучников.
Молодые змеи начинают питаться после первой линьки, спустя 5-7 дней после рождения. Очень важно как можно быстрее покормить их в первый раз. Лучший стартовый корм – живой новорожденный пятилинейный сцинк. Если он мне недоступен, я даю малышам размороженного сцинка. В этом случае, после размораживания ящерицы я делаю прокол на ее носу и выдавливаю из него немного крови. Такой кормовой объект я предлагаю новорожденному гремучнику с пинцета, изображая при этом движения живой ящерицы. Обычно этот прием работает превосходно. Змея кусает мертвого сцинка и крепко держит в челюстях не выпуская, после чего начинает заглатывать. После нескольких кормлений сцинками змейки подрастают и могут питаться новорожденными мышами. При переходе к кормлению мышами я часто вначале смачиваю мышь кровью сцинка. Если же это не помогает, можно предложить мертвого мышонка, с торчащим изо рта кусочком хвоста сцинка. Если все это не помогает, приходится прибегать к искусственному кормлению.
После того, как молодые гремучники начинают питаться мышами, их рост сильно ускоряется. Их нужно кормить раз в 5-7 дней с перерывами на линьку. При таком режиме кормления они достигают половозрелости в возрасте 24-28 месяцев.

Самая молодая из родившихся у меня самок впервые родила в возрасте 25 месяцев. В выводке может быть от 2 до 10 молодых, обычно рождается 6 детенышей.
Мне было очень приятно изучать красных карликовых гремучников в природе и способствовать их сохранению путем стабильного разведения в террариуме, к которому я пришел путем проб и ошибок. Описанная здесь методика содержания и разведения этого вида стабильно работает у меня и будет работать у вас. Я безусловно достиг уровня эксперта в разведении красного карликового гремучника, но прежде чем стать таковым я прошел долгий путь проб и ошибок и теперь хочу поделиться своим опытом с остальным сообществом террариумистов. Эта работа написана на основании тех знаний, которые я приобрел за более чем 10 лет работы с этим прекрасным представителем гремучих змей.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Ожирение у змей.

Чем кормить змею? Часть 2. Кормление рыбой и лягушками.

Срыг у змеи. Что делать?