Содержание обыкновенного и водяного ужей в домашних условиях

Автор - Василий Дядичко.
Расскажу о своем опыте содержания и разведения этих змей, может кому пригодится.

Я содержал и неоднократно успешно разводил 2 вида настоящих ужей - обыкновенного Natrix natrix (в т.ч. подвид N. n. persa) и водяного ужа Natrix tessellata. Оба вида весьма обычны (местами - даже массовые) в Одесской области, поэтому поймать их труда не составляло.
Оба вида у меня вначале жили группами по 2 самца на 1 самку в террариумах 70х40х40 см, затем я держал две такие группы (по 3 змеи каждого вида) в террариуме 120х45х50, потом там же жила только пара водяных ужей. Никаких конфликтов между ними не происходило, этих змей можно смело содержать в группах. Они и в природе часто образуют большие скопления.
Самые крупные из моих ужей были около 120-130 см длиной (оба вида).
Грунтом в террариуме служил мелкий гравий (фракция 5-10 мм) - прочитав статью А.В. Огнева о неродиях, я боялся, что ужи могут заглотить что-нибудь вместе с пищей и использовал именно этот тип грунта, поскольку в той статье он был рекомендован как наиболее безопасный. Могу полностью подтвердить справедливость этого мнения, камешки такого размера достаточно тяжелые, чтобы отпадать от влажной кожи рыбы или амфибии во время ее заглатывания змеей. За те годы (1996-2007), что я держал ужей ни один из них ни разу не проглотил частицы грунта с пищей.
В террариумах были установлены просторные бассейны (в тех, что меньшего размера - 35х25х10 см, в большом - 40х30х15 см), змеи проводят в них очень много времени. Бассейн всегда ставил в холодном углу. Под бассейнами было пустое пространство, рыхло заполненное сфагнумом, которое змеи использовали как укрытие. Другими убежищами служили куски коры и полости под плоскими камнями, расположенными в разных частях террариума (чтобы ужи могли выбрать убежище с нужной температурой и влажностью). Периодически (раз в день или раз в 2-3 дня) я опрыскивал террариум водой из пульверизатора.
В качестве декоративных элементов я использовал всякие камни и коряги, первое время озеленял террариумы сциндапсусом, сингониумом, традесканцией и хлорофитумом, позже отказался от живых растений, хотя росли они там неплохо. В озелененных террариумах источником освещения служили люминесцентные лампы, мощностью 20-40 вт. Обогрев осуществлялся лампами накаливания. В террариумах без живых растений специальные осветительные лампы я не ставил, ограничивался обогревательной лампой накаливания. Ее мощность подбирал так, чтобы под ней была температура 30-40 градусов. В самое жаркое время (июль-август) обогрев не включал, т.к. у меня дома и так было достаточно тепло (см. описание моего опыта с медянками в другой теме этого форума). Под обогревом на грунте лежало несколько широких плоских камней и стояла коряга с раскидистыми ветвями, змеи грелись или на этих ветвях, или под ними, на камнях.
Ужи - дневные змеи, поэтому им необходимы ультрафиолетовые лучи, я своих просто выставлял на солнце в сетчатом мешке у открытого окна в комнате.
В период с ноября по март я помещал своих ужей на зимовку в овощной отсек холодильника, в ящиках со сфагнумом. Подготовку к зимовке начинал в октябре и проводил в следующем порядке:
Первая неделя – прекращение кормления, змеи содержатся при обычном режиме обогрева и освещения (8-12 часов в сутки);
Вторая неделя – постепенное сокращение времени работы обогревательной и осветительной (если она была) лампы, к концу недели обогрев и освещение уже не включал;
Третья неделя – змеи живут при комнатной температуре (18-22 градуса) и довольствуются светом из окна;
Четвертая неделя – в первые 3-4 дня змеи находятся в террариуме, при открытом на ночь окне (температура опускается до 14-15 градусов), затем – в зимовальных ящиках на лоджии при постоянно открытых окнах (температура около 10-12 градусов). В последние дни октября – первые дни ноября убирал ящики со змеями в холодильник.
Выход из зимовки проводил в марте. Вначале на 3-5 дней выносил зимовальные ящики на лоджию, но уже при закрытых окнах (8-12 градусов), затем помещал змей в неотапливаемый террариум, еще через 3-4 дня включал обогрев и начинал давать корм.
В качестве корма для обыкновенных ужей я использовал лягушек и жаб, некоторые из них в небольшом количестве поедали и рыбу (бычков). Жерлянок мои змеи игнорировали. Водяные ужи у меня никогда не ели лягушек, но охотно ели жаб, в основном я кормил их рыбой (бычками, карасями, вьюнами, уклейкой, реже – атериной и пелингасом). Жаб давал водяным ужам изредка, больше в весеннее время, для разнообразия. Амфибий я давал только живых, рыбу – и живую, и мороженную. Все мои водяные ужи легко начинали брать мороженную рыбу, буквально со второго-третьего кормления.

Корм давал раз в 5-7 дней, в зависимости от размеров и состояния змеи и количества съеденной пищи. Ужи очень прожорливы, особенно водяные, но их прожорливость во многом компенсируется высокой подвижностью и плодовитостью – мои самки почти всегда приносили 2 кладки в год, несколько раз было даже 3 кладки. Поэтому я не боялся перекормить своих змей, хотя самцам давал несколько меньше пищи, чем самкам. В среднем, самец обыкновенного ужа длиной 60-80 см получал у меня в неделю 1-2 лягушки или жабы длиной тела 4-5 см или 3-4 более мелких. Самке такого же размера я давал соответственно 2-3 более крупных амфибии или 5-6 мелких. Крупные самки обыкновенных ужей получали по 2-3 больших лягушки или жабы в неделю.
Самцы водяных ужей среднего размера (60-80 см) получали в неделю 3-4 рыбы длиной 5-8 см или 1-2 более крупных, самки – 5-6 или 3-4 соответственно. Крупные самки этого вида (более метра длиной) съедали в неделю по 3-5 рыб длиной 10-15 см.
Разводить обыкновенных и водяных ужей на мой взгляд очень просто. После выведения из зимовки я сажал самцов и самок в разные террариумы и ждал первой линьки всех особей, затем ссаживал змей (самцов к самкам) и они сразу же начинали спариваться. Спаривания многократно повторялись до второй линьки, затем прекращались. По моим (и не только моим) наблюдениям, посадка двух самцов на одну самку заметно усиливает у них половую активность, они взаимно стимулируют друг друга.
Беременность в моих условиях длилась 32-50 дней, для откладки яиц я ставил в теплый угол террариума плоский ящик со входом сбоку, заполненный влажным сфагнумом. Рекордное количество яиц, отложенное у меня самкой обыкновенного ужа с длиной тела 130 см за один раз составило 35 штук (не считая неоплодотворенных яиц). Самые крупные самки водяных ужей откладывали до 25-30 яиц. Общеизвестно, что ужи могут задерживать откладку готовых к этому яиц на срок до месяца, отсюда и разброс в длительности беременности и сроках инкубации. Инкубацию я проводил в самодельном инкубаторе из 30-литрового бака. На дно бака было налито 10 см воды, в ней стояли пластиковые ящики с яйцами, закопанными во влажный сфагнум и прикрытые сверху кусками коры или фанеры. Если мох начинал подсыхать, я увлажнял его из пульверизатора. Сверху бак закрывался фанерной самодельной крышкой с небольшим сетчатым окошком для вентиляции и отверстием для провода, на котором была подвешена лампа накаливания мощностью 25-40 Вт. Яйца осматривал раз в 7-10 дней. Температура в инкубаторе колебалась от 25 до 30 градусов, яйца второй кладки, которая приходилась на самое жаркое время года, я инкубировал без обогрева, хватало комнатной температуры. Средняя длительность инкубации составляла у меня около 35 дней (минимум – 26, максимум – 48). Выход молодняка нередко был 100% и никогда не был меньше 50%. Большую часть молодых я отпускал в природные места обитания ужей, некоторых использовал на корм медянкам.

Повторные спаривания проходили безо всякой стимуляции  и мне редко доводилось их наблюдать. Чаще я просто обнаруживал, что самка снова беременна. Вторая и, тем более, третья кладки всегда по размеру были меньше первой, часто в них было больше неоплодотворенных яиц.
По моим наблюдениям, ужи – очень подвижные змеи, они много времени проводят в активном движении по террариуму, плавают в водоеме, ползают по корягам. Негативная сторона этой особенности – очень быстрое загрязнение стекол террариума. Змея залезает в водоем, потом становится на стекло, вытягивается во всю длину, пока не свалится вбок, проводя при этом по стеклу мокрым телом (на манер автомобильного дворника). В результате все стекла очень быстро загрязняются, их приходится постоянно мыть. В остальном же, по моему мнению, это весьма интересные и приятные в содержании животные.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Ожирение у змей.

Чем кормить змею? Часть 2. Кормление рыбой и лягушками.

Срыг у змеи. Что делать?