Медянка (род Coronella)

Автор - Василий Дядичко.
Для начала немного общей информации (вольный перевод материалов Виртуальной энциклопедии змей, http://www.serpientes-snakes.com.ar/superfamilias/coronella.htm).
Род Coronella, медянка, относится к подсемейству Colubrinae семейства ужеобразные (Colubridae) и насчитывает три вида:

  • Обыкновенная медянка (Coronella austriaca), http://www.serpientes-snakes.com.ar/superfamilias/coronella_austriaca_foto.htm
  • Coronella brachyura, http://www.serpientes-snakes.com.ar/superfamilias/coronella_brachyura_foto.htm
  • Coronella girondica, http://www.serpientes-snakes.com.ar/superfamilias/coronella_girondica_foto.htm
Медянка из окрестностей Армянска, Крым.

Все три вида некрупные, достигают 70-90 см в длину, распространены в Европе, Северной Африке и Западной Азии. Населяют очень разнообразные биотопы, избегая только переувлажненных мест и пустынь. В горы поднимаются до 3000 м н.у.м. Питаются в основном ящерицами и мелкими змеями, реже поедают грызунов, по некоторым данным - мелких птиц и насекомых. Яйцеживородящи.  
Наиболее широкий ареал имеет обыкновенная медянка- Coronella austriaca, она известна в Финляндии, южной Норвегии, Швеции (в этих странах доходит на севере до 64 градусов северной широты), Бельгии, Голландии, Люксембурге, Германии, Австрии, Швейцарии, южной Англии, северной Испании, северной Португалии, Франции, Италии, Польше, Чехии, Венгрии, Хорватии, Словении, Боснии и Герцеговине, Черногории, Македонии, Сербии, Румынии, Болгарии, Греции, Албании, Турции, России, Эстонии, Латвии, Литве, Беларуси, Украине, Молдове, Армении, Грузии, Азербайджане, западном Казахстане, на севере Малой Азии и в северном Иране.
Coronella girondica распространена в северо-западной Африке (средиземноморское побережье Марокко, Алжира и Туниса, до гор Атлас), юго-западной Европе (Иберийский п-ов, южная Франция, северная и центральная Италия).
Coronella brachyura известна только на севере провинции Махараштра, Индия.
Мое первое личное знакомство с медянками состоялось в 2000 году, приятель привез мне самку из Савранского леса (северная часть Одесской области). Змея была около 40 см длиной, серой окраски с продольными темными (черно-коричневыми) полосами, на ярком свету эти полосы становились темно-фиолетовыми. В дороге (очевидно от стресса или перегрева) она преждевременно родила несколько мертвых недоразвитых детенышей. Несмотря на это, она быстро адаптировалась, начала питаться на четвертый день, а в дальнейшем приносила потомство. Эта медянка прожила у меня чуть меньше 6 лет, погибла, вероятно, из-за нарушения обмена вещество после очередных родов (стала плохо питаться, несмотря на солнечные ванны и витамины у нее развился сильный сколиоз, позже она совсем перестала есть и в конце-концов умерла).
Самца для нее я поймал в апреле 2004 года в Березовском лесу (80 км СВ Одессы). Он был медной окраски, тоже с темными продольными полосами, длиной примерно 45 см. Он прожил у меня недолго, погиб в первую же зиму из-за сбоя в работе холодильника.
Я содержал своих медянок в террариуме размерами 50х30х25 см, грунтом служила смесь земли, песка, сфагнума и опавших листьев, чтобы он не пылил, я раз в несколько дней слегка увлажнял его из пульверизатора. В террариуме было несколько укрытий из кусков коры. Обогрев и освещение осуществлялось одной лампой накаливания мощностью 25-40 Вт, в зависимости от температуры в помещении. Под лампой температура держалась на уровне 30-40 градусов, я разместил там несколько веточек, змея грелась на них или на грунте под ними В холодном углу стояла небольшая поилка, днем температура там составляла 22-28 градусов.
В самое жаркое время года (несколько недель в июле-августе) обогрев я не включал, в это время во всей квартире и, соответственно, в террариуме, температура держалась на уровне 29-33 градусов. Ночная температура летом была около 25 градусов, весной и осенью могла опускаться до 15. УФ змеи получали от периодических выгулов в сетчатом мешке у открытого окна, когда в него светило солнце. С середины ноября по середину марта я устраивал медянкам зимовку в овощном отсеке холодильника (5-8 градусов), в небольших деревянных ящиках с вентиляцией и слегка влажным сфагнумом. Подготовка к зимовке занимала в 3-4 недели. Она включала сокращение длины дня (в соответствии с его продолжительностью в природе), замену лампы на менее мощную, а потом и полное ее выключение, в самом конце я пересаживал змей в зимовальные ящики и оставлял на ночь в комнате с открытым окном, потом на лоджии и наконец убирал в холодильник.
Я кормил медянок природными кормами - ящерицами и молодыми ужами. Кормил как живыми рептилиями, так и замороженными. На мертвый корм обе змеи перешли без проблем, сначала я приучил их брать с пинцета живых ящериц, затем они стали брать с него свежеубитых, а потом и размороженных рептилий. По моим наблюдениям, у медянок очень своеобразная манера охоты на ящериц - она очень медленно подбирается к добыче, передвигаясь как бы короткими толчками и часто замирая на несколько секунд. Когда до ящерицы остается несколько сантиметров, змея стремительно бросается на нее, стараясь схватить за голову или шею. Перед броском хвост медянки нередко начинал мелко дрожать.
Мелких ящериц мои змеи часто заглатывали живыми, крупных душили в кольцах. На змей они охотились иначе. Медянка какое-то время ползла рядом с кормовой змеей голова к голове, выбирая удобный момент и хватала всегда точно за голову. Потом она обвивалась вокруг змеи и душила ее, заглатывать начинала только тогда, когда добыча совершенно переставала сопротивляться. Я заметил, что змеи, длина которых превышала половину длины самой медянки уже не интересовали их. Корм я давал раз в 5-10 дней, в зависимости от времени года, температуры, размеров съеденной добычи и состояния змеи.
Понимая, что рискую, я все же держал обеих змей вместе, но отсаживал самца на время кормления, или давал корм с пинцета каждой змее под нос (по совету в статье А.В. Огнева о медянках). Попыток каннибализма или взаимной агрессии я у них не замечал.
Мои медянки часто не прятались в укрытия даже если кто-то двигался рядом с террариумом. В руки они давались чаще всего легко, но я старался без нужды их не трогать. Иногда они делались агрессивными, самка шипела и могла укусить, самец не шипел, но тоже изредка кусался. В целом, по моим наблюдениям, медянка - малоподвижная змея. Большую часть времени она проводит лежа на месте, ужи намного подвижнее. Движения у нее обычно очень медленные и плавные, с частыми остановками. Прогрелась - очень не спеша подвинулась чуть в сторону, снова лежит. И так далее. Даже будучи голодными мои змеи двигались мало и все так же медленно и плавно.
В 2002 и 2003 годах самка болела какими-то клещами, я успешно лечил ее кошачьей присыпкой "Больфо" и протирал тряпкой, смоченной в теплой мыльной воде. После такого протирания я давал ей поплавать в ванне. После нескольких сеансов такой терапии, полной замены грунта и дезинфекции террариума у нее все проходило.
Первое спаривание моей самки произошло в апреле 2004 года, с только что пойманным самцом. Как только я запустил самца в террариум, он сразу же начал проявлять интерес к самке, ползать по ней, тереться об нее и кусать за переднюю часть тела. Я наблюдал только одно спаривание, но возможно были и другие. После этого самка очень интенсивно питалась и быстро толстела, во второй половине июня она отказалась от пищи, в июле  родила 9 молодых, которых я отпустил в Борщевский лес, на севере Одесской области. В сентябре произошло повторное спаривание, самка интенсивно питалась до конца октября, пока я не начал готовить ее к зимовке, после выхода из нее она сначала тоже питалась, а в конце мая перестала. В конце июня она родила 13 детенышей. Их я отпустил в Березовский лес, на родину самца. После этих родов ее состояние стало ухудшаться, и в конце-концов она погибла, о чем уже писал выше.
Медянка в Одесской области встречается редко, вероятно, это не в последнюю очередь связано с ее малыми размерами и скрытным образом жизни. В этом году я снова видел медянку, правда, в Донецкой области, это был самец почти одноцветной окраски, серо-оливковый.

Вот и весь мой опыт с этой змеей, буду рад выслушать комментарии и замечания

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Ожирение у змей.

Чем кормить змею? Часть 2. Кормление рыбой и лягушками.

Срыг у змеи. Что делать?